Архетипы по Юнгу

  • 22.09.2015
  • автор Т.Коваленко

Понятие архетипа в юнгианской психологии, может быть, самое неопределенное и глубокое. Довольно сложно, не используя четкого определения, объяснить собеседнику, что это такое (если он не психолог).
Наверное, архетип- это то самое древнее, далекое, что шло и идет с нами рядом всегда, что проявляется в наших мыслях и движениях, оставаясь таинственным спутником.
Юнг писал: «Во всех видах человеческой деятельности есть априорный фактор, то есть врожденная досознательная и бессознательная структура души. Досознательная психика- например, душа новорожденного ребенка- не пустой сосуд, в который при благоприятных условиях можно влить все, что угодно…когда мы видим первые проявления психической жизни, нужно быть слепым, чтобы не распознать за ними индивидуальный характер, то есть уникальную личность. Едва ли можно предположить, что все эти характеристики возникли в тот момент, когда проявились. »
Каждый из нас, родившись на свет, уже имеет генетические особенности своего организма. Какие-то из них проявляются в негативном плане или не проявляются и так и останутся молчаливыми в глубине наших хромосом, а какие-то одарят нас талантами или одарят наших братьев и сестер, но не нас, но они в нас, наверняка, были, просто нам не судьба испытать это счастье, может быть, потому что это не наша судьба.
«Рождение, воспитание, половое созревание, смерть- это в широком смысле сходный опыт для всех людей. Наша общая биология передается нам по наследству. Следовательно, если архетипы также являются общими, они тоже должны быть унаследованными.»(Э. Сэмуэлс)
При этом Юнг указал на то, что архетип больше похож на скелет, который у всех приблизительно одинаковый, а все, что на него нарастет, то есть содержание, зависит от окружения, истории жизни семьи, народа…
Юнг различал архетипы и архетипические образы. Архетип — это непредставимый фактор, «предрасположенность, которая начинает действовать в определенный момент развития человеческого разума и упорядочивает материал сознания по определенному шаблону.» Архетип можно сравнить с невидимым присутствием кристаллической решетки в насыщенном растворе…. «Архетип может быть назван и имеет неизменяемое ядро смысла, но всегда только в принципе, никогда как конкретное явление.»
А архетипические образы очень разнообразны и «указывают на нашу основную непредставимую базовую форму.» Примеров архетипов масса. Наиболее распространенными являются сказки, мифы. Обращаясь к ним, мы прикасаемся к образам, переданным нам через многие поколения. Чего стоит один только образ Бабы Яги. Сколько в нем глубины, коварства. Этот образ будто уходит корнями в древность и окутывает нас прохладой неизвестности и даже ужаса.
Есть образы, которые близки и понятны всем: что такое мать для ребенка. Миллионы лет ребенок нуждался в матери с самого рождения, и его жизнь напрямую была связана с ней, с процессом вскармливания, заботы матери. От того, как она кормит, ухаживает, зависит, будет жить ребенок или нет. И так миллионы лет. Поэтому можно говорить об архетипическом образе матери. И этот образ безбрежен. Начиная с рождения, с прикосновения матери, мы открываем длинную галерею женских образов, которые пойдут с нами по жизни: мать, бабушка, Богоматерь, мачеха, Баба Яга, Деметра, Медея… За каждой женщиной свой неповторимый образ, и из этих образов каким-то волшебным узором сплетается архетип Великой Матери. «С ним ассоциируются такие качества, как материнская забота и симпатия; магическая власть женщины; мудрость и духовная экзальтация, превосходящая разум; любой полезный инстинкт или импульс; все, что благотворно… Оборотная сторона материнского архетипа подразумевает все тайное, скрытое, темное; бездна и царство мертвых; все, что пожирает, обольщает, отравляет; все, что ужасно и неизбежно, как судьба. Так я обозначаю эту двойственность словами «любящая и ужасная мать»(К.Г. Юнг)
Обратившись к основному женскому архетипу, я бы хотела задержать внимание на той теневой стороне, с которой чаще приходится сталкиваться в психотерапевтическом процессе. В своей книге «Встреча с Безумной женщиной» Линда Леонард вспоминает слова Вирджинии Вульф: «основная проблема в том, что мы не знаем своей истинной самости, так как идеализируем женщину-ангела, витающего у домашнего очага.» «Нам нужно признать и темную сторону женщины, чтобы мы смогли взять у Безумной женщины ее творческие возможности, при этом осознавая ее пагубную сущность. Нам нужно исцелить ее внутреннее расщепление»(Л.Л.)
Как можно относиться к безумию? Как важно осознать безумную часть женщины, которую далеко не всем удается скрывать. Если женщина- добропорядочная домохозяйка, жена, мать, сколько других своих частей ей не удалось интегрировать в жизнь? И за годы горечь нереализованность может накопиться, и выход ее может быть ужасным. Если женщина всю себя отдала бизнесу, политике и не пережила массу тяжелых и счастливых дней со своей семьей- она не реализовала основную часть своей женской истории. «Психологическое развитие женщины требует интеграции многих сторон ее самости, чтобы ее личность стала целостной и здоровой… Если она не осознает своей фрустрации, своего гнева, то ее непрожитая жизнь, скорее всего, бессознательно перейдет на ее детей, мужа.. И даже на нее саму»
Как важно понимать своих матерей, увидеть ту теневую часть, которая нам кажется самой тяжелой, неприятной, вызывающей злость, неудобство. Но, понимая их, мы можем приблизиться и к себе. «Вероятно, мы еще в детстве в какой-то форме интериоризировали безумие наших матерей»
Какими разными могут быть образы Безумных матерей. Это и «Снежная Королева, и «Женщина-дракон»», извергающая чувства вместе с огнем, который сжигает все на своем пути. Может быть и «Святой праведницей»-воплощением женственности, покорности. Но в то время, когда сознание не активно, в него будет внедряться Тень Безумной женщины. Дочери таких матерей могут интуитивно чувствовать скрытый гнев, бушующий в бессознательном матери. Часто таким детям снятся сны, в которых садистские персонажи насилуют или мучают маленьких девочек или женщин.
Я бы хотела вернуться к образу Женщины- дракона и вспомнить один из самых известных мифов- миф о Золотом Руне. Этот миф, являясь одним из самых трагичных, представляет образ Безумной женщины, которая в порыве ярости, отдавшись чувству мести, готова на самые бесчеловечные поступки.
Медея, единственная дочь царя Колхиды Эета, чье сердце пронзила золотая стрела Эрота, влюбилась в Ясона. Она сделала для него все: помогла добыть Золотое Руно, убить дракона. Она отреклась от отца. Вернувшись в Иолк с Ясоном, Медея возвратила молодость отцу мужа Эсону. Безжалостно убила царя Иолка Пелия, родила Ясону двух сыновей, но через 10 лет Ясон изменил Медее, решив жениться на дочери царя Креонта Главке. Не было предела отчаянию Медеи, разум покинул ее. «Словно обратившись в бездушный камень, сидела Медея, погружённая в печаль. Понемногу неистовый гнев овладел Медеей». » Приходят дети. Увидев их, плачет Медея, она обнимает, целует своих сыновей, жажда мести ее сильнее любви к детям.» после убийства Креонта и Главки она решает убить своих детей, чтобы еще сильнее заставить страдать Ясона.
Детоубийство может принимать разные формы: необязательно все должно кончаться убийством, но злость на мужа может принимать разные формы- отыгрываться жена может на детях- игнорировать их одаренность, мучать физически, завидовать их будущему и т.д. «они могут убить сами в себе свои творческие импульсы, перестав творить или разрушая то, что они уже сделали.»
Еще один яркий архетипический образ- Снежная королева. Сколько их разбросано по миру- по реальному и миру искусства.» Это деспотичная, жаждущая власти женщина, часто имеющая скрытый комплекс неполноценности. Хотя втайне такая женщина жаждет эмоционального тепла, она отталкивает от себя других людей своим холодом в ответ на их проявление чувств. Мать- » Снежная Королева» отстраняется, отвергает и бросает своего ребенка. Зачастую она застывает в ощущении собственного превосходства, придавая высшую ценность порядку, чистоте и совершенству. Если ее дочерям не хватает дисциплинированности и стремления к совершенству, Снежная королева часто их наказывает, отпуская в их адрес колкие и язвительные замечания, унижающие их достоинтво и вызывающие стыд. «Снежная королева» стремится прекратить выражение любых теплых чувств, потому что боится или испытывает ревность к чужому эмоциональному теплу.» Дети зачастую и сами на всю жизнь остаются замороженными, так и не получив родительского тепла, а холод в сердце так и блуждает из поколения в поколение. Они, быть может, и рады принять этот бесценный дар, но какова будет цена? Может быть, как-нибудь без него? Это вряд ли можно получить даром… За такое, наверняка, надо платить своей любовью, нежностью. А откуда их взять? У Марины Цветаевой много печальных стихотворений о детстве.

«С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров.

Все бледней лазурный остров- детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о, мама, девочкам своим!»

Ее мама, Мария Александровна, вышла замуж молодой за вдовца с детьми. Блестящая пианистка, рано оставшаяся без матери. Отец был добрым, но консервативным человеком. Он не одобрял карьеру пианистки, ему не понравился юноша, который был единственной любовью Марии, и она разорвала помолвку. «Несчастная любовь и несчастная жизнь всегда очаровывали Цветаеву. Они были- она это чувствовала- получены в наследство от матери. » пишет ее биограф Л. Фейлер. Она выходит замуж за известного ученого, будучи подругой его умершей жены, которую он страстно любил. Родив дочерей, не испытав страсти любви, не став пианисткой, Мария Александровна была одержима идеей сделать пианисткой Марину. Она открыла девочкам мир музыки и литературы. «Мать залила нас музыкой.. Мать затопила нас всей горечью своего несбывшегося призвания, своей несбывшейся жизни, музыкой залила нас, как кровью, кровью второго рождения..»
Но с ранних лет Марина почувствовала подавленную тоску и гнев матери. В ее дневниках есть воспоминание о встрече матери с тем, кого она отвергла. Когда он спросил, счастлива ли она, мать будущей поэтессы ответила: «Моей дочери год, она очень крупная и умная, я совершенно счастлива…». «Боже- напишет впоследствии Цветаева,- как в эту минуту она должна была меня, умную и крупную, ненавидеть за то, что я- не его дочь!»
Все в доме, включая и мужа, знали о постоянных страданиях Марии Александровны.
В возрасте 22 лет поэтесса пишет: «Ее мятущаяся душа жила в нас, только мы демонстрируем то, что она скрывала: ее мятеж, ее страсть, ее тоска стали криком внутри нас.»
Холод, презрение, критичность матери — «Снежной королевы»- об этом много строк ее воспоминаний: «Все мое детство, все дошкольные годы, вся жизнь до семилетнего возраста, все младенчество — было одним тотальным криком о листке белой бумаги. Подавленным криком.» под запретом были очень многие вещи. «Мать никогда ничего не запрещала словами; глазами все»
Женщина, не прожившая свою жизнь, как мечтала… Может ли такая женщина найти в себе силы, мудрость, чтобы дать своим детям возможность реализовать свои мечты? Она не смогла, не услышала, не захотела, наверное, и приревновала. Какая же сила вырывалась из души Марины Цветаевой, чтобы идти своим путем вопреки… А, может быть, именно благодаря этому сопротивлению ее стихи такие мощные и незабываемые.
Еще одна колоссальная проблема — конкуренция детей за те крохи родительской любви, которые им доставались. Чем меньше любви- тем жестче конкуренция. И об этом тоже много написано и Мариной, и Анастасией Цветаевыми.

К образу Снежной королевы меня вернула моя первая клиентка Светлана. Она выросла в семье, где не приняты были нежность, доверительные беседы, дружные семейные ужины. Они с сестрой всегда были предоставлены сами себе. Мама целый день работала, отец пил, часто наказывал и даже бил детей. К воспоминаниям детства Света возвращалась без удовольствия: «Нет ничего хорошего, чтобы вспоминать.» Со временем картинки из детства стали проясняться, но там, и вправду, ничего теплого. Светлана удивлялась: «Странно, мама никогда ничего вкусного не готовила.». «Когда отец на нас кричал, наказывал — она нас не защищала.» Где-то через 6 месяцев пациентка рассказала о том, что мама сделала 20 абортов. И в этой кровавой бойне уцелели только 2 девочки. Где же взяться любви и нежности?
И сама клиентка так и шла по жизни — родила дочь, была с ней очень строгой, целый день работала, муж- алкоголик. Дочь росла сама по себе, мать о ней, практически, ничего не знала. Опомнилась только, когда дочь погибла. С тех пор прошло 10 лет, но говорить об этом мы смогли не сразу. Через 2 года после смерти дочери Света взяла под опеку двухлетнюю девочку из детского дома, сейчас ей 12 лет. За год терапии в ее жизни многое изменилось, и главное, что изменилось ее отношение к жизни, семье. В ней стало больше тепла, заботы, любви. Она часто возвращалась к образу своей матери, вспоминала ее равнодушие (от которого ребенок становился бессильным); нейтральность во всем, что касается быта и семьи; вечную усталость, которая лишала дом энергии и радости. Ей многое пришлось переоценить. Она долго работала над своими отношениями с мужем, со временем муж перестал пить.
Она очень переживала за отношения с сестрой. Как пишет Линда Леонард: «Некоторые дочери Снежной королевы не могут получить душевного тепла из других источников и, оледенев от холода, сами становятся Снежными королевнами.». » Другие такие дочери, пытаясь растопить ледяную атмосферу, созданную матерями, стремятся получить тепло, недополученное в детстве, поэтому становятся крайне зависимыми и находятся в постоянном поиске заботы и внимания, которых были лишены…»
Светлана очень хотела теплых отношений с сестрой, но конкуренция все осложняла. Почти все разговоры ее сестра сводила к скандалам, и Светлана не получала ни заботы, ни внимания. Она очень переживала по этому поводу. Часто возвращалась к этой теме. Со временем она перестала об этом говорить, а когда я спросила о сестре, она сказала, что ей почему-то уже и не хочется часто звонить, да и не о чем говорить; а про изменения в своей жизни- здоровье мужа, успехи дочери — она говорить боится. Слишком все хорошо. Вдруг сглазит. Значит, терапия дает возможность найти все, что нужно — и тепло, и внимание — внутри себя. Надо искать в себе эту любящую, заботливую женщину и мать.
В этой работе я обратилась только к двум из множества женских архетипических образов. Каждый из них заслуживает особого внимания. В заключении я бы хотела снова обратиться к словам К. Г. Юнга: «Архетип никоим образом не является нелепым предрассудком, он становится им только тогда, когда используется не к месту. Сами по себе архетипические образы -это высшие ценности человеческой души; они населяют небеса всех рас с незапамятных времен. Было бы очевидной ошибкой считать их незначимыми. Поэтому наша задача не отвергать архетипы, но избавиться от проекций, чтобы восстановить их содержание в памяти индивида, который невольно утратил его, проецируя их вне себя.

Список Литературы
К.Г. Юнг. «Архетипы и коллективное бессознательное
Э. Самуэлс «Юнг и постъюнгианцы»
Э. Нойман «Великая мать»
Л. Леонард «Встреча с Безумной Женщиной»
Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
Л. Фейлер «Марина Цветаева»