Роль отца в формировании женской идентичности дочери

  • 14.09.2015
  • автор Т.Коваленко

Говоря о женской идентичности или о фемининности, мы в первую очередь отмечаем роль отца в развитии дочери.
Если дочь не ощущает присутствия в семье любящего и ответственного отца, который поощряет ее интелектуальное, профессиональное и духовное развитие, и ценит уникальность ее фемининности, то ее фемининности наносится серьезная травма. Причем, это проявляется не только на уровне личной истории отца-дочери. Это состояние нашей культуры, и подавление отцом дочери обнаруживается на коллективном уровне.
И женщины реагируют соответственно. Одни стараются избежать проблемы, не желая работать над собой и продолжая открыто осуждать своего отца и мужчин вообще. Другие делают попытку не замечать проблемы и проживать традиционные роли, навязанные обществом. Но, отказываясь от внутренней борьбы, женщины отказываются от ответственности за свою жизнь.
А их задача- открыть себя себе. Такое открытие приводит женщину к диалогу со своей личной историей, с разными факторами, которые оказывали воздействие на индивидуальное, духовное и культурное развитие.
Итак, отец — это первая маскулинная фигура в жизни девочки, на основе которой у нее впервые формируется модель отношений к своей внутренней маскулинности, а потом к реальным мужчинам.
Так как он является другим, чем она и мать, то он формирует ее инаковость, уникальность. Его отношение к фемининности определит, как из нее будет формироваться женщина.
Одна из многих его ролей-помочь дочери совершить переход из защищенной домашней материнской сферы во внешний мир и суметь совладать с внешним миром, справиться с конфликтами, которые он создаст.
Традиционно отец определяет и идеалы для своей дочери.
Когда она становится достаточно взрослой, он отступает назад, чтобы она могла интериоризировать эти идеалы.
Но отцы бывают разными. Рассмотрим несколько типов отцов. В первую очередь, два полярных типа.

Отец-» вечный юноша». Он не может установить границы для себя, у него не сформированы ощущения внутренней дисциплины. Этот отец остался на подростковой стадии. Это романтичные мечтатели, не берущие на себя ответственности, живут они больше условной жизнью. У них часто бывает творческий подъем, они чувствительны к духовным поискам. Конечно, у них есть много положительных качеств- они очаровательны, романтичны. Но есть склонность ничего не доводить до конца, они не любят рутинной работы, избегают трудностей. Это такие Донжуаны, «сыночки», присмыкающиеся перед властными женами, «папочки», соблазняющие романтичными отношениями собственных дочерей.

Дочери таких «вечных юношей» не имели модели проявления самодисциплины, определения границ, они часто страдают от нестабильности, неуверенности в себе. А если отец был и слабым, то дочка будет его стыдиться и перенесет это чувство на себя. Поэтому создаст себе образ идеального мужчины и отца и будет всю жизнь его искать, но ведь он будет только в ее воображении.

Как я уже заметила, в этой работе я обращаюсь в первую очередь к описанию тех типов отцов, которые мало способны помочь дочерям осознать свою женственность.

Еще один сложный мужской тип- жесткие, холодные, иногда вовсе безразличные, порабощающие дочерей своим авторитетом. Эти отцы бывают лишены живой жизненной энергии. Они ставят во главу угла послушание, долг. Они настаивают на том, чтобы дочери разделяли эти ценности.

Для них главное- контроль. Они закрыты для творчества. Дочери таких отцов разобщены со своими фемининными инстинктами, т.к. их отцы не могли признать их фемининность. Из-за того, что к ним относились грубо и жестоко, дочери, скорее всего, к себе будут относиться так же. Если дочери покорятся авторитарным правилам, то навсегда откажутся жить собственной жизнью. Если будут бунтовать, то с оглядкой на отца.

У дочерей как слишком властных, так и слишком мягких отцов, чаще всего не складываются здоровые отношения с мужчинами и появляются трудности в проявлении творческой духовности.

Эти два типа- крайние тенденции отношений отца и дочери. В большинстве случаев отцы- это сочетание двух тенденций. И даже если отец проявляет одну из этих тенденций, то вторую он отыгрывает бессознательно.

Цель этой работы не в том, чтобы критиковать не самых лучших отцов. Отцы- это в первую очередь, тоже чьи-то дети.
Отношение к своей жизни- это всегда очень личный вопрос. И в первую очередь, вопрос личной ответственности за свою жизнь и за изменения в ней.

Каждый ребенок- дитя отца и матери, и в каждом поэтому есть и мужская( маскулинная), и женская( фемининная) части, несмотря на то, как складывались отношения ребенка с родителями. В психике женщины маскулинная составляющая часто является бессознательной . И от женщины зависит, хочет она признать эту часть или нет . Конечно это зависит от того, как складывались у нее отношения с мужскими фигурами в семье. Но именно от того, насколько она признает ценность этой бессознательной части, будет зависеть возможность трансформации ее отношений с мужчинами.
Конечно, это трудно делать одной. Для этого и существует психотерапевтическое пространство. Но можно пытаться исследовать свои особенности и закономерности самостоятельно.

Например, подумать о том, почему у меня такой партнер в жизни. Для чего он мне нужен? Кого он мне напоминает? На кого я обижена? Могу ли я простить отца? Можно попробовать увидеть деструктивные аспекты, влияющие на жизнь, и найти ценности, присущие отцу. Это очень важный момент — искать новые формы контакта и соответственно новое отношение к отцу. На отвержение отца уходит много сил, но ведь отвергаются и его положительные черты.

Надо не бояться думать или говорить о своих чувствах. Не надо бояться сталкиваться с сильными чувствами- с яростью , например. С ними тоже надо побыть, если они есть. Тогда мы даем возможность им выйти наружу, а не держать в себе, как бомбу. И со временем силу гнева можно трансформировать в творческую энергию.

Это долгий и непростой путь- простить, освободить отца и придать новую форму внутренней маскулинности, привнести в нее необходимую отцовскую часть. Вместо злого старика и мальчика -бунтаря женщине нужно найти добросердечного мужчину, т.е. внутреннего мужчину с позитивным отношением к фемининности.